Матвей Егорович Кларк - первый директор Александровского завода

П.Б.Кривская, директор музея ОАО «Пролетарский завод»


Начав работу в музее 20 лет тому назад, я с особым интересом знакомилась с документами, относящимися к начальному периоду деятельности нашего завода. Время, в которое Александровский завод был основан, совпало с так называемым золотым веком русской культуры. Но как ни странно, этому небывалому всплеску в российской словесности, музыке, живописи, как, впрочем, и в науке и технике, способствовали совсем не благостные и спокойные события. Это был период жесткого крепостничества, горьким, хотя и романтическим ореолом овеяла это время победа в войне с Наполеоном, опьяняющее желание декабристами свободы, поставившее этих дворянских революционеров в противостояние с российским самодержавием, и, конечно, Пушкин, задевший нас всех своим талантом, жизнью и смертью. 

Так что начиная еще со школьной скамьи мы погружаемся в этот давно ушедший 19 век. И даже тот, кто не слишком усердствовал в школе, знаком с определенным кругом лиц той далекой эпохи: Пушкин, Крылов, Грибоедов, Баратынский, Росси, Кипренский, Брюллов или неоднозначно трактуемые историками фигуры императора Николая 1, Бенкендорфа, Аракчеева - да разве всех перечислишь!

Благодаря знакомству с документами по истории нашего предприятия мне открылся совсем другой Петербург. Город мастеров, которые строили, изобретали, открывали новые технологии, кормили, одевали российскую столицу и создавали ее неповторимый облик. И занимались всем этим талантливые русские умельцы и блистательная плеяда инженеров. 

Появляются первые высшие учебные заведения. Подготовкой профессиональных специалистов занимается старейший в России институт - Горный. Выпускает первоклассных инженеров Институт корпуса инженеров путей сообщения, открывается Технологический институт. И в ряду значительных инженеров своего времени не последнее место занимает директор Александровского литейного завода Матвей Егорович Кларк. С его именем связано появление многих строительных и технических новшеств. Об успехах литейщиков руководимых им заводов писали тогдашние газеты и журналы. И в отзывах о выполненных заводами изделиях чувствуется искреннее восхищение.

Мэтью Кларк родился в 1776 году в Шотландии. Прибыл из Англии в Россию в 1786 вместе с отцом, Джорджем Кларком, сподвижником известного металлурга и промышленника Чарльза Гаскойна. В службу по Горному ведомству М. Кларк вступил в 1792 году модельным и литейным мастером на Кронштадском заводе. В дальнейшем, работая на Александровском пушечном и Ижорских адмиралтейских заводах, проявил себя как способный инженер и знаток чугунолитейного производства. В 1811 году был определен смотрителем Санкт-Петербургского литейного завода (см. Путиловский завод), который производил продукцию по заказам военного ведомства и изготавливал металлические украшения для многих архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Павловске, с. Грузино (усадьба графа А.А. Аракчеева), создавал первые паровые машины и уникальные технические новинки.

Интересным фактом в использовании газового освещения стал аппарат М.Е. Кларка. Еще в 1815-1819 годах Кларку удалось осветить при помощи газа производственные помещения на Петербургском казенном чугунолитейном заводе. Неизвестно, сколько существовало модификаций аппарата, можно только утверждать, что прибор, работающий на органике, появился после 1819 года. Интересно, что именно в мае 1819 года англичане Гриффит и Роттон  предоставили губернатору М.А. Милорадовичу проект "Об освещении СПб газом и снабжении домов водой... как сие производится в Лондоне". Александр I отнесся к проекту вполне благожелательно, а в комиссию по рассмотрению проекта вошли такие известные инженеры, как генерал-лейтенант А. Бетанкур, глава Комитета по строениям и гидравлическим работам, и П.-Д. Базен, который весьма сдержанно оценил предложение. Кстати, в его комментариях мы можем прочитать, что в отличии от Англии, где время дневное достаточно коротко, «в Петербурге при лунном сиянии мы не имеем надобности в освещении». То есть эти комментарии напоминают сегодня дебаты по поводу строительства железных дорог в России, когда часть даже высокопоставленных чиновников утверждала, что железные дороги в России не только не нужны, но даже вредны.

Но вернемся к записке. Базен был против, в частности, использования для получения газа древесного угля. А упомянутые выше англичане именно предлагали получения газа из английского импортного угля. Далее он опирался на уже действующее освещение, в частности на СПБ чугунолитейном заводе, и на прибор Кларка для получения газа из масла, хотя и выражал сомнения по поводу выгоды и такого способа. Итогом этого мнения было предложенное Базеном введение освещения в центральной части СПб (Адмиралтейской части и Литейной улицы). Газовая компания "Гриффит и К"  приступила к освещению города и завершила сложный проект по освещению здания Главного штаба, а также Кондукторского училища  Института инженеров путей сообщения. В 1821-22 годах английские подданные Гриффит и Роттон получили Привилегию на освещение города и аппарат для получения масляного газа. Журналист Павел Петрович Свиньин в своем журнале « Отечественные записки» написал: «Освещение газом как новое, великолепное зрелище привлекает ежедневно - от 8 до 9 1/2 часов вечера – любопытство многочисленной публики, которой предоставлен свободный вход во все залы, освещенные оным. Доселе освещено помощию газа 12 комнат... Устроение освещения газом в Главном Штабе восприяло свое начало в исходе июля истекшего года, а открыто в первый раз 16 февраля (1821 г.). Оно исполнено совершенно под руководством г. Гриффита, вызванного для сего из Англии, коему принадлежит при сем еще честь изобретателя - доставать газ из льняного масла». Думаю, что Свиньин, который стремился получать сведения из первых рук, немного ошибся в последнем, т.к. в большой степени это подчеркивается и полученной привилегией, хотя автором  "прибора для производства масляного газа" все-таки являлся М.Е. Кларк.

В марте 1822 года министр финансов Е.Ф. Канкрин в докладной записке на высочайшее имя писал: «...смотритель Санкт-Петербургского завода Кларк особенным усердием и способностями довел заведение сие до того совершенства, что оно сделалось образцом для других горных заводов по отливке из чугуна, как в большом, так и в самых малых видах». В 1824 году СПб литейный завод сильно пострадал от наводнения. Было решено перенести завод на более защищенное место. В 1825 году  Кларк назначен членом комиссии по возведению нового СПб литейного завода (на 7-й версте Шлиссельбургского тракта), названного Александровским. Принимал самое деятельное участие в строительстве завода на новом месте. После пуска завода 14 декабря 1826 года назначается его директором, пребывал на этом посту до 1842 года. Кларк внес существенный вклад в оснащение завода самым совершенным для своего времени оборудованием. Будучи способным инженером, участвовал в проектировании и руководил изготовлением и монтажом большинства выпускаемых заводом изделий, а диапазон продукции для того времени был весьма широк. Помимо заказов для морского и военного ведомств, мер и весов по заказам Министерства финансов, здесь производилось оборудование для многих казенных и частных предприятий и выполнялись заказы для городских потребностей СПб. С 1827 по 1837 год при личном участии Кларка на верфи Александровского завода строили пароходы, землечерпательные паровые суда, в том числе подводные лодки по проектам военного инженера К.А. Шильдера. В 1830 году на пароходе «Нева» постройки Александровского литейного завода М. Кларк отправился с командой, созданной из "александровцев" в первый в истории парового флота поход вокруг Европы из Балтийского в Черное море, чтобы доказать пригодность судна для длительного морского плавания. В области строительной техники техническая контора завода под его руководством совместно с архитекторами К.И. Росси и В.П. Стасовым впервые разработала и внедрила металлические конструкции, необходимые при постройке дворцов и общественных зданий. Оригинальностью технического замысла отличались металлические перекрытия над зрительным залом Александринского театра. При восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года были применены новаторские эллиптические балки перекрытий больших пролетов залов и несущие конструкции кровли. С его именем связана деятельность завода по изготовлению металлического декора для множества архитектурных сооружений, построенных в СПб и его окрестностях в первой половине XIX века, ставших символами нашего города. При создании триумфальных ворот «Любезным моим сослуживцам», Египетских в Царском селе, Николаевских в Павловске, Московских и Нарвских в СПб, украшений для арки Главного штаба, возведении соборов Преображенского, Троицкого, Смольного, строительстве и реконструкции чугунных мостов (1-го Инженерного, Народного, Мало-Конюшенного, Театрального, Певческого). Со своими единомышленниками ему приходилось решать сложнейшие технические и технологические задачи, чтобы наилучшим образом воплотить художественные замыслы зодчих. 

В 1841 году через Екатерининский канал был построен 1-й в Петербурге стальной мост балочной конструкции - Никольский. Автором конструктивной части этого уникального сооружения был директор Александровского завода Кларк. Являясь авторитетным специалистом, членом многих технических комиссий, он постоянно сотрудничал с самыми выдающимися инженерами архитекторами, скульпторами того времени. С 1824 года  по Высочайшему распоряжению М.Кларк осуществлял присмотр за механической службой Арсенала. Признание его инженерного дарования способствовало его назначению в 1825 году  членом Ученого комитета по горной и соляной части. Большую подготовительную работу провели "александровцы" по подготовке первой промышленной выставки в России (1829г.). Всеми работами руководил директор Александровского завода, являясь с 1828 года  членом Мануфактурного совета. Большой вклад внес Матвей Егорович в становление Технологического института, став членом Учебного комитета этого 3-го технологического вуза в Санкт-Петербурге. На протяжении нескольких лет он заведовал его механическими мастерскими. Его активная деятельность на благо России не оставалась незамеченной. Он неоднократно повышался в чине, службу закончил в звании обер-бергауптмана 4-го класса, был награжден орденами Св. Станислава 2-й и 1-й ст., Св. Владимира 3-й ст. и Св. Анны 3-й и 2-й ст. с алмазами, а также золотой медалью «За участие в возобновлении Зимнего Дворца» и бриллиантовым перстнем за труды по сооружению Нарвских триумфальных ворот. После увольнения с должности директора завода по личной просьбе в 1842 году продолжал службу при Департаменте горных и соляных дел по технической части до 1846 года. Хочется отметить, что еще в 1817 году Матвей Кларк стал членом престижного Английского собрания, членами которого были многие выдающиеся люди России, в том числе и А.С. Пушкин. В личной жизни был хорошим семьянином: имел трех сыновей и четырех дочерей. Дочь Кларка Маргарита Матвеевна была замужем за военным инженером Николаем Васильевичем Стасовым (сыном В.П. Стасова), дочь архитектора Стасова Софья Васильевна вышла замуж за одного из сыновей Кларка (предположительно Алексея). Братья М.Е. Кларка Василий Егорович и Карл Егорович также служили на заводах горного ведомства смотрителями (Василий - на Александровском заводе под Петрозаводском, Карл - на Александровском литейном в СПб). Помимо казенной квартиры при Александровском литейном заводе, Матвей Егорович имел до 1844 года дачу на Петергофской дороге (Старо-Петергофский пр., 40). А вот с 1844 года до самой смерти проживал на собственной даче, расположенной на Шлиссельбургской дороге неподалеку от Александровского литейного завода. По моим предположениям земли, на которых частично находился завод "Экономайзер", принадлежали его семье. Похоронен он был на Тентелевском кладбище, ныне не сохранившемся.

"Компьютерик" – продвижение
сайтов и реклама в интернете