Польский опыт использования памятников промышленной архитектуры с целью создания газовых музеев

Станислав Янушевский, проф., д. т. н., директор фонда Открытого музея техники, г. Вроцлав

Россию и Польшу связывают давние связи в газовой сфере. Еще в 1840-х один из основателей первой в России газовой компании – Общества освещения газом Санкт-Петербурга – К. Рейхенбах принимал участие в проекте устройства газового освещения в столице Царства Польского. Проект этот завершился установкой газовых фонарей перед Королевским замком в Варшаве.

Современный вид Замковой площади 

До 1914 года газовая отрасль Царства Польского по своим технологическим характеристикам была наиболее близка к газовой отрасли России, что находило отражение в широком использовании импортного, в первую очередь германского, оборудования. Позже, в конце 1960-х - 1970-х годах прокладка из Советского Союза газопроводов «Дружба» и «Союз» привела к кардинальным изменениям в структуре польской энергетики. 

Старые заводы, занимавшиеся производством искусственного газа, утратили свое прежнее промышленное значение. Сегодня здания этих предприятий по-прежнему являются частью архитектурной среды и перепрофилируются в соответствии с новыми потребностями. Такие здания до сих пор можно увидеть почти в каждом крупном городе, особенно в Силезии, Великой Польше, на Поморье и в Варминско-Мазурском крае, где сформировавшаяся еще в XIX - начале XX века сеть газовых заводов была особенно сильно развита.

Если составить польский каталог наиболее интересных объектов газовой промышленности, то в нем оказались бы десятки творений - зданий, машин и технических устройств. Большинство из них давно уже не используются, превратившись в живописные элементы местных пейзажей, либо ожидают лучших времен, с перспективой «реанимации» (как это произошло в великопольских Пневах). Однако сегодня их состояние ухудшается. Возрождение и адаптирование подобных производственных объектов к новым требованиям затруднено из-за загрязнения стен токсичными химическими средствами. Кроме того, многие из этих объектов уже перепрофилированы под другие функции - административные, социальные, технические, связанные с распределением природного газа, как в Пилаве (Нижняя Силезия).

Газовый завод в Пилаве – теперь газораспределительная станция 

Некоторые перестроены и превращены в склады строительных материалов (как в великопольском Щреме или Ярочине). Иногда объекты бывших газовых заводов играют совершенно новую роль, подобно кирпичному корпусу телескопического газгольдера второй половины XIX века в Торуне. В 1989-1994 годах он был приспособлен под планетарий и сегодня это самый современный и один из крупнейших объектов подобного типа в Польше.

Немало бывших газовых заводов сохранилось до нашего времени с полным техническим оборудованием (Мендзыгоже в Нижней Силезии или в Щмигле, Кроби, Мейска Гурка в Великой Польше). Усилиями энтузиастов приведены в порядок достопримечательности, связанные с бывшими газовыми заводами во Вроцлаве, Варшаве, Пачкове, Дзерженеве и в Познани. Некоторые комплексы, полностью или частично, получили статус музеев газовой техники.

Это новое явление, появившееся в 1990-х годах, когда изменился весь экономический строй в Польше. По воле прежних коллективов газовых предприятий, заинтересованных в улучшении социальных условий труда и повышении общественного статуса профессии, многие памятники газовой промышленности обрели новую жизнь. Проследим, как сложилась судьба нескольких польских газовых заводов. Начнем с Варшавы.
История варшавского газового завода ведет свой отсчет с позапрошлого века. В 1856 году магистрат Варшавы выдал Товариществу Дессау 25-летнюю концессию на строительство и эксплуатацию газового завода, который появился на Сольце.

Постоянный рост потребления газа и одновременно отсутствие возможности расширения предприятия на Сольце привели к тому, что в 1886-1888 годах появился новый завод на Воле. Он действовал на базе горизонтальных ретортных печей, которые с 1909 года последовательно заменялись вертикальными батареями. До 1913 года было возведено два вертикально-ретортных комплекса.

Макет Варшавского газового завода 

В 1920-х годах осуществлены расширение и модернизация завода. Вместо пяти малых котельных в 1925 году была построена центральная котельная. В 1927 году закончено здание бензольного отделения и возведен современный газогенераторный цех Гловер-Вест вертикально-ретортного типа с непрерывной загрузкой. К важнейшим инвестициям времен II Польской республики относились также четыре новых охладителя газа, компрессорная станция, четвертая система очистки от сероводорода, строительство предприятия переработки смолы и отделения нафталина, эстакады под угольный кран, бункеров для угля. Были расширены железнодорожные подъездные пути, построена трамвайная линия для вывозки кокса, угольные весы, здания лаборатории и исследовательского отделения.

После Второй мировой войны завод был восстановлен, а в последующие годы расширен и значительно модернизирован. Предприятие прекратило работу в 1970 году: были демонтированы печи, производственные здания приспособили под новые цели, связанные с потребностями предприятия, снабжающего жителей столицы уже природным газом. 

Здание музея газоснабжения Варшавы 

В 1976 г. редакция журнала «Культура и жизнь» объявила конкурс на наиболее интересную палату памяти. По инициативе группы сотрудников и дирекции было предложено участие Мазовецкого предприятия газоснабжения в этом конкурсе. Появилась концепция адаптации бывшего отделения измерительной аппаратуры и компрессорной, которые с учетом интересного внутреннего облика могли бы легко принять на себя новые функции. Предложенный замысел имел целью вдохнуть новую жизнь в эту промышленную архитектуру, показывая ее интересные стороны и одновременно используя для новых целей. 

Фрагмент экспозиции музея газоснабжения Варшавы 

Торжественное открытие «палаты памяти» произошло 18 января 1977 г. и было объединено с юбилейными мероприятиями, посвященными 120-й годовщине варшавского газового завода и его технологическим достижениям в области газоснабжения. Поначалу музей был местом ежегодных встреч сотрудников, а его экспонаты ограничивались машинами и производственными устройствами, а также газовыми счетчиками и немногочисленными газгольдерами.

Открытию Музея газоснабжения сопутствовала выставка «Возникновение и развитие газовой промышленности в Варшаве», а также экспозиция газовых устройств и потребителей периода конца XIX - начала XX вв. С этого момента Музей газоснабжения стал местом постоянной музейной экспозиции, выставок, а также многих встреч и экскурсий индустриального туризма.

Директор музея газоснабжения Варшавы Зигмунт Маршалек 

Комплекс сооружений Газового завода на Воле является одним из крупнейших и хорошо сохранившихся объектов стариной промышленной архитектуры рубежа XIX и XX вв. в Варшаве, необычайно характеристичным в своей однородной форме. Весь этот так характерный для культурного пейзажа столицы старинный промышленный комплекс, его урбанистическая концепция вместе с историческими объектами включены в реестр исторических памятников (решение № 884 от 13 мая 1975 г.).

Газовые колонки. Музей газоснабжения Варшавы 

Музей газоснабжения в Варшаве размещен в наиболее интересных с точки зрения истории архитектуры и техники зданиях отделения измерительной аппаратуры и компрессорной (1886-1887 гг.), в которых до сегодняшнего дня находятся оригинальные промышленные устройства технологической линии производства газа из каменного угля. Оборудование впечатляющих размеров было предназначено для очистки, перекачки и измерения расхода производимого городского газа. Здесь среди прочего находятся роторные компрессоры фирмы Lilpop, Rau и Loewenstein 20-х годов XX века, аммиачные скрубберы с пропускной способностью 2000 м³/ч конца XIX в., роторные вакуумные насосы производства Bamag Berlin Dessau производительностью 1500 м³/ч (1893 г.), технологические трубопроводы с арматурой больших размеров, находящиеся в подвальной части здания.

В конце XIX столетия впервые в Варшаве были применены автоматические газовые счетчики. В музее среди прочих находится уникальный промышленный счетчик невиданных габаритов, с декоративным орнаментом на корпусе и гармонично выполненным основанием. Счетчик производства фирмы Iulius Pintsch Berlin 1899 года служил для измерения количества произведенного газа и коммерческих расчетов с варшавской магистратурой. Сегодня он является ценным объектом технического наследия. Здесь можно также увидеть счетчик, созданный на Познаньской фабрике газовых счетчиков 1930 года, с цифровым представлением данных о расходе газа. Кроме описанных выше, в музее хранятся еще много других ценных газовых счетчиков, которые составляют экспозицию измерительных устройств, служащих для расчетов поставщика газа с потребителями, клиентами.

Интерьер кухни начала ХХ века. Музей газоснабжения Варшавы

Особого внимания заслуживают разнообразные газопотребляющие устройства рубежа XIX и XX веков, используемые в домашнем хозяйстве. Здесь находится коллекция газовых плит с разнообразными функциями использования, газовые водонагреватели, в которых применены современные технические решения горелочных устройств. Уникальными экспонатами являются газовые холодильники и морозильники, коллекция каминов и отопительных печей, газовые утюги, парикмахерский фен, машина для обжаривания кофейных зерен.

Для демонстрации этих предметов в соответствующей обстановке выполнена модель жилых помещений этого периода, а в их интерьере экспонируются разнообразные газовые устройства и аппараты, используемые тогда в домашнем хозяйстве. Внутреннее убранство отдельных помещений освещается действующими газовыми лампами. Есть среди них конторская настенная лампа с шарнирной газовой подводкой и даже переносная лампа. В музее также находятся газовые фонари, которые своими спокойными огнями освещали улицы Варшавы XIX века (в то время это был своего рода символ современности города). 

Газовые лампы. Музей газоснабжения Варшавы  

Необычайно интересными представляются первые примеры ремесленных и промышленных машин, например оригинальные конструкции гладильного катка и газовой сушильно-гладильной машины 30-х годов прошлого века, которые использовались в Гранд Отеле в Сопоте до конца апреля 1997 г. 

Музейная экспозиция не только показывает процесс производства газа и технический прогресс в течение более чем 110-летнего периода, но и подчеркивает несомненное влияние газа на материальную культуру тогдашнего общества на пороге промышленной революции.

В музее представлены также исторические документы, связанные с историей газовых заводов Варшавы. Они представляют собой живописный образ польского газоснабжения, показывают развитие газовой промышленности, напоминают о фактах жизни коллектива предприятия. Кроме того, музей хранит оригинальные архитектурные проекты здания, карты, эскизы, генпланы газовой сети ул. Окоповой (1889 г.) и ул. Уяздовских (1890 г.) и печного отделения Гловер-Веста (1925 г). 

Сохраняемые и экспонируемые в варшавском Музее газоснабжения материалы и документы имеют не только историческую, но и познавательную ценность, давая представление о темпах и направлениях перемен, происходящих в промышленной архитектуре и техническом развитии. Они являются свидетельством достижений национального наследия. 

Вроцлав – бывший газовый завод на Тарногае 

Варшавские сооружения, связанные с бывшими газгольдерами, считаются в Польше исключительными. В XIX и начале XX века на газовых заводах сооружались уже только сальные телескопические газгольдеры. Самыми крупными были газгольдеры Вроцлавского завода (1904-1906). К сожалению, подобно многим другим, они были уничтожены в конце 1990-х годов. Объем каждого из них достигал 110 тыс. м3. Газгольдеры этого типа удалось сохранить в менее крупных газовых заводах, в том числе во Вроцлаве (1909), Гурове Илавецком на Мазурах (1908), в Собутке в Нижней Силезии (1910).

Течению времени лучше сопротивляются производственные и административные здания бывших газовых заводов. Обычно они приспосабливались под административно-социальные цели, мастерские или машинные залы предприятий, снабжающих газовые сети природным газом. Именно под эти функции приспособлены производственные объекты старых газовых заводов Варшавы, Вроцлава, Згожельса, Дзерженева, Гожова Велькополского, Познани.

Строительство газового завода на вроцлавском Тарногае (четвертого после предприятий на ул. Тенчевой в 1847 году, на площади Восставших варшавян в 1860 году и на ул. Требницкой в 1877 году) было осуществлено в 1905-1906 годах. В 1927-1928, 1934 и 1942 годах он был расширен и модернизирован. Располагал тремя газогенераторными комплексами, двумя установками очистки газа и множеством устройств для переработки побочных продуктов. Завод был окружен рабочим районом из 232 зданий.

К строительству завода были привлечены многие известные специалисты и архитекторы, в том числе Маттиас Виртц и Вильгельм Бек. Они создали исключительный промышленный комплекс, состоящий из кирпичных зданий, а также каркасных бетонных и стальных построек. Хотя сегодня уже нет телескопических газгольдеров и относящихся к 1915 году башенных емкостей для смолы, а предприятие с 1969 года выполняет функции компрессорной станции природного газа, здесь по-прежнему ощущается неповторимый климат гигантского газового завода. Уважение к прошлому проявляется и в экспозиции одного их сохранившихся безогневых паровозов, когда-то обслуживавших многочисленные подъездные пути.

Архитектура газового завода в г. Згожелец 

Згожельский газовый завод (1906) по размеру был вторым после вроцлавского и одним из крупнейших в Германии; великолепным образцом кирпичной архитектуры, не уступая заводам во Франкфурте-на-Майне и Дюссельдорфе. До 1973 года газ здесь производился путем сухой перегонки угля в вертикально-камерных печах. Часть остановленных объектов ликвидирована, а в 1980-х годах предпринята модернизация и изменения назначения сохранившихся. 

Музей газовой промышленности в старом газовом заводе г. Пачкова 

В 1991 году музей газовой промышленности был создан в старом газовом заводе Пачкова, где полностью сохранились технологические линии и оборудование для производства светильного газа, относящиеся к 1902 году. Завод действовал до 1977 года. Позднее сюда собрали более 3 тысяч экспонатов. Среди них можно найти бытовые газовые устройства: плиты, душевые колонки, водонагреватели, утюги, холодильники, печи и камины для отопления помещений, осветительные фонари и лампы и даже газовые щипцы для завивки волос.

Коллекция газовых счетчиков. Музей газовой промышленности в старом газовом заводе г. Пачкова 

В музее демонстрируется масса документов, планов, публикаций, эскизов и фотографий, иллюстрирующих процессы производства светильного газа, его очистки, и доставки его потребителям. В телескопическом газгольдере, приспособленном под музейный зал, собрана богатая коллекция из нескольких сотен газовых счетчиков, самый старый из которых относится к 1877 году. Как и подобает музею, его территория освещается газовыми фонарями.

Перенесемся на другой конец Польши, на север, в Гурово Илавецкое. Здесь можно найти газовый завод, схожий с заводами в Собутке или в Пачкове. Он интересен тем, что уже несколько лет служит прекрасной рекламай этому небольшому городку. Завод в Гурове Илавецком - единственный из множества заводов, возникших на рубеже XIX-XX веков в Варминско-Мазурском крае. В 1990-х годах он превращен в местный музей газовой промышленности.

Гурово Илавецкое – архитектура завода 

Завод возник в 1907-1908 годах, а строительство предприятия вела фирма Karl Frande из Бремена. Сооружено два газогенератора, стальной телескопический газгольдер емкостью 350 м3, а также сеть газопроводов общей длиной около 8 км. В 1920-х годах предприятие было модернизировано путем установки устройства для загрузки угля в реторты и коксовую батарею. В 1945 годах оборудование завода, как и многих других в Варминско-Мазурском крае, было разрушено. Снова его запустили только в 1964 году, после установки уже устаревшего оборудования, привезенного с остановленных заводов в Семпополе и Браневе.

Завод действовал до 1992 года, когда было принято решение о сохранении предприятия в качестве музея. Были обновлены здания, сооружения и техническое оборудование, в том числе 12-ретортные горизонтальные перегонные печи и газоприемные коллекторы. При этом старались представить все памятники прошлого, включая мощеные полы и тротуары. Недостающий кирпич для этого был привезен с недействующего завода в Бартошицах. Так появилось одно из немногих в Европе мест, экспонирующих не только технологический процесс перегонки угля, но и работу уже не газовых специальностей: оператора печи, техника печного оборудования, кладчика и специалиста по обслуживанию кладки, весовщика.

Старые заводы привлекают сегодня внимание органов местного самоуправления. В июне 2008 году в Познани был проведен конкурс на использование бывшего газового завода, построенного в 1856 году на острове Гробля, омываемом течением реки Варта. Проектировал завод английский архитектор Джон Мур, работающий в Германии и известный строительством городского водопровода Щецина (1844) и Вроцлава (1864-1871). Уголь сначала привозился из Англии кораблями до Щецина, где его грузили на баржи и по рекам Висла и Варта доставляли на завод. Однако после строительства железнодорожной линии до Вроцлава уголь начали возить из Силезии. К заводу на острове даже было построена специальная ветка. В 1866 году рядом с газовым заводом появилась водопроводная станция, а в 1904 году - городская электростанция. Так сформировался уникальный комплекс коммунальных предприятий «свет, вода, газ», ставший образцом для многих подобных предприятий, организуемых в других польских городах. 

Можно быть уверенным, что произведения технической культуры помогут человеку найти себя в мире непрерывных перемен, понять своеобразные генетические коды нашей цивилизации. Отметим также, что произведения технической культуры газоснабжения, старые сооружения или оборудование могут быть полезны для образования, развития предпринимательства и в своей новой роли по-прежнему служить человеку. Сегодня становится очевидным, что любая деятельность человека в сфере техники и технологии порождает долговременные последствия, обычно неожиданные. Поэтому следует присмотреться к знакам прошлого, включить их в ритм современной жизни и прислушаться к посланию, которое несет в себе наследие технической культуры.

И в заключение хочу отметить, что толчком, заставившим автора взглянуть на проблему сохранения памятников газоснабжения в Польше, стала экскурсия на один из старых газовых заводов Петербурга. Санкт-Петербург, как Варшава, стоит сегодня перед схожими проблемами, связанными с охраной и переносом памятников техники, необходимостью сохранения их для будущего и включения в ритм современной культуры. Можно ли справиться с этой задачей? Будем смотреть в будущее с надеждой. Статус столицы обязывает.

"Компьютерик" – продвижение
сайтов и реклама в интернете